Закладки   Карта   Домой

Агни Йога
Темы Учения
Работы Рерихов
Читальный Зал
Библиотека
Контакты
Форум


На сайте
11

Powered by Yan Zlobin's Web Server

Copyright © Yan Zlobin
2000 - 2011

Читальный Зал

Сделать закладку   Перейти к закладке   Справка   Начало раздела  

Святослав Рерих корреспонденту Литературной газеты Святослав Рерих корреспонденту Литературной газеты

1 2 >>

И. Мамаладзе. Прежде всего, мне хотелось бы объяснить, Святослав Николаевич, почему я просила Вас дать интервью. В нашей редакционной почте нередки вопросы о Вашей семье, о Николае Константиновиче, Елене Ивановне. Имя Рерих обладает несомненным общественным авторитетом, я бы даже сказала - особой магией, связанной с тем, что и Вашим родителям, и Вам удалось достигнуть редкой внутренней гармонии, найти себя в этом мире и объяснить этот мир для себя. Поэтому мои вопросы будут связаны не с Вашей творческой или общественной деятельностью, а с Вашим образом мысли, поисками истины как таковой. Многие читатели убеждены, что опытом своей жизни Вы нашли какое-то решение, и хотят знать: в чем оно, в чем его секрет, в какой мере оно приемлемо для них?

С. Рерих. Знаете, этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный находится внутри него, а то, что ищет несовершенный - у других.

И. Мамаладзе. Поговорим о несовершенных. Их, вернее, нас гораздо больше, чем совершенных. Много людей озлобленных, отчаявшихся, эгоистичных, но больше - жаждущих сделать добро, чутких и чувствительных, неуверенных в себе, ищущих приложения для своих внутренних сил.

С. Рерих. Я бы сказал так: смысл человеческой жизни - в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Самая большая задача - это самосовершенствование во всем. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это его устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону. Я хочу сказать, все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях - не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным. Попробуйте - в сущности, это очень просто.

И. Мамаладзе. Может быть, теоретически действительно просто, но в реальной жизни, где столько раздражителей, трудностей, где от вас постоянно требуется мгновенная и активная защитная реакция...

С. Рерих. Конечно, в жизни есть позитивное, и есть негативное. Но мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция - это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления. Возьмем самые малые наши проблемы: наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решить лучше. Вот и все. Это почти невидимые ступени, но если по ним подниматься каждый день, постоянно, можно достигнуть цели. Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается. В конце концов, что такое вдохновение? Это как бы внутренняя молитва человека, когда он стремится к возвышенному. Возьмите, например, былины. Герои былин всегда обладали какими-то особыми качествами, которые превосходили качества обычных людей. Конечно, повторить подвиг былинного богатыря простой человек не мог, но перед глазами у него всегда был пример более совершенного поведения, более совершенных качеств - конкретный, в который он верил, к которому тянулся. Красивые образы вызывают красивые мысли, а красивые мысли способны построить более красивую жизнь. Так считал Платон!

И. Мамаладзе. Но ту же роль могли бы сыграть и так называемые идеальные герои в литературе?

С. Рерих. И да, и нет. Литератор имеет дело со словом, а слово обладает очень большим влиянием. Поэтому литератор более других ответствен в своих мыслях перед всеми, прежде всего - перед молодым поколением. Какая идея заложена в идеальном герое? К этому надо подходить очень осторожно. То, что я говорю, не урезает, не ограничивает наши творческие, художнические возможности, нет, но это поможет обойти то, что несовершенно и что в будущем может осложнить жизнь. Знаете, негативное - оно вроде как заразная болезнь, и к этой болезни надо подходить с открытыми глазами.

И. Мамаладзе. Существует ли против этой болезни иммунитет?

С. Рерих. Конечно. Взращивание добра в себе является иммунитетом против зла. Как говорилось в свое время, вера без дел мертва есть. Конечно, наша жизнь состоит и из физических дел, и это те дела, которые надо стремиться делать все лучше! Человеку дана возможность улучшить и себя, и свои отношения с людьми, и свою жизнь. Зачем отбрасывать такую возможность? Зачем отказываться от замечательного богатства, которое дала нам жизнь? Греки говорили: в тебе заключено сокровище сокровищ!

И. Мамаладзе. Если это так очевидно, Святослав Николаевич, то почему человек ежечасно отказывается от этого 6oгaтства? Почему так легко поддается соблазну, грешит, и не просто грешит, а упорствует в грехе?

С. Рерих. Преодолеть подъем всегда сложнее, чем спускаться вниз. То, что нужно человеку, никто не может ему дать. Он может найти это в самом себе. А ищет почему-то на стороне. Старается схватить что-то, что якобы может обогатить, что-нибудь осязаемое.

И. Мамаладзе. Это осязаемое тоже часто помогает жить, Святослав Николаевич. К сожалению, житейские нужды не всегда дают воспрянуть возвышенному духу. Иногда от них просто невозможно отрешиться.

С. Рерих. Дорогая моя! Представьте себе, что вам необходимо развить мускулы. И вот вы сели на стул и ждете, когда они разовьются. Мускулы развиваются упражнениями, преодолением препятствий!

И. Мамаладзе. Но чтобы развивать мускулы, мне как минимум нужно понять, для чего мне они нужны.

С. Рерих. Конечно! Осознать - и в этом основа, в этом суть. Нужно почувствовать, что необходима какая-то другая жизнь. Человек начинает искать решение, и то, что казалось ему прежде важным, что его окружало, ему уже пpocто неинтересно.

И. Мамаладзе. Стало быть, духовные поиски воспитуемы?

С. Рерих. Воспитуемы. Именно воспитуемы. Обратите внимание, дети с ранних лет обладают возможностью расширить свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвтию остается на всю жизнь.

И. Мамаладзе. Вы основываетесь сейчас на опыте школы в Бангалоре?

С. Рерих. Да, наша экспериментальная школа имени Ауробиндо дает детям возможность с самого начала проявить себя, стараться стать лучше. Они окружены атмосферой любви, они действительно чувствуют, что их любят. И в этой атмосфере, конечно, воспитывается потребность в самосовершенствовании.

И. Мамаладзе. Как Вы думаете, почему в духовных поисках молодого поколения во всем мире такое большое место стали занимать философские и религиозно-мистические учения Востока? Говорит ли это о том, что нравственный опыт христианства исчерпал себя?

С. Рерих. Видите ли, индийская философия дает ключи к решению многих вопросов. Все-таки люди думали там над ними не одно тысячелетие, у них было время и для размышлений, и для ассоциаций. Эта мудрость заключена в их трактатах - почему бы не воспользоваться ею?

И. Мамаладзе. Вы считаете, она приемлема и для человека иного воспитания, принадлежащего к иной культурно-психологической системе?

С. Рерих. В целом - да, конечно. Ведь все, в сущности, ищут ответы на сложнейшие вопросы жизни. Хоть, как вы говорите, практицизм подавляет человека, тем не менее он начинает понимать, что жизнь заключает в себе гораздо больше того, к чему он стремится. А индийская мысль чрезвычайно богата именно в этом отношении, в ней много общечеловеческих решений, прекрасных советов, которые современны и нужны сейчас.

И. Мамаладзе. Но дело в том, что между трактатом и искателем истины волею обстоятельств оказывается посредник, своего рода толкователь, довольно часто использующий чужую духовную жажду в целях вовсе не благородных. Таких лжегуру, лжепророков, лжеучителей развелось несметное количество, и все они свои вольные импровизации выдают за слова Истины.

С. Рерих. Да, я знаю, такие люди есть во всех странах, во всех обществах. Это как... паразиты, они хотят воспользоваться чем угодно для наживы, для своего обогащения. Они представляют собой негативное явление, конечно, но не надо о них думать, не надо придавать им слишком большого значения. Такие люди были всегда и еще будут.

И. Мамаладзе. Интерес к индийской философии серьезен, но пропагандистами ее становятся люди, не являющиеся подлинными носителями знания. Идет удачная спекуляция на предмете. Как же отличить ложное от подлинного?

С. Рерих. Человек должен сам пройти через ошибки и научиться выявлять их. А сами по себе индийские философские идеи вреда принести не могут, они прекрасны. Зачем следовать сомнительным учениям? Обернитесь к подлиннику, к первоисточнику - и все ненужное отпадет само собой.

И. Мамаладзе. Попутный вопрос, Святослав Николаевич. У нас многие увлеклись йогой - физическими, дыхательными упражнениями и так далее...

С. Рерих. Йога - это система, и полезна она только в очень компетентных руках, когда у вас есть учитель и он действительно на высоте не как тренер по гимнастике, а как человек, способный повести своего ученика вверх по ступеням совершенствования. Иначе получится, как в одной из легенд, рассказанных Рамакришной, большим индийским подвижником и священнослужителем. Были два брата, и один из них решил пойти по духовному пути и изучить йогу. Он уехал, а другой остался дома Через 12 лет брат вернулся, и тот, что жил дома, спросил его: "Чему ты научился за эти 12 лет?" Перед домом протекала река, брат подошел к реке и по воде перешел на другой берег. Тогда другой брат позвал паромщика, дал ему четыре анны и велел перевезти себя на тот берег. И, подойдя к брату, сказал: "Бедный мой брат! Ты истратил 12 лет на то, что стоит всего четыре анны!"

И. Мамаладзе. Я так упорно спрашиваю Вас про причины увлечения Востоком потому, что именно духовные поиски молодых, вообще образ мысли молодых привели, как бы это сказать деликатнее... к осложнениям между ними и родителями, старшими по возрасту. Как Вы считаете, при таком взаимном непонимании кто должен уступить?

С. Рерих. Старшие.

И. Мамаладзе. Почему, Святослав Николаевич? Ведь за их плечами опыт прожитой жизни.

С. Рерих. Потому что, уступив, они своим примером больше воздействуют на молодое поколение, чем запретами. Положительный пример всегда воспитывает.


1 2 >>


Начало раздела