Закладки   Карта   Домой

Агни Йога
Темы Учения
Работы Рерихов
Читальный Зал
Библиотека
Контакты
Форум


На сайте
11

Powered by Yan Zlobin's Web Server

Copyright © Yan Zlobin
2000 - 2011

Агни Йога

Сделать закладку   Перейти к закладке   Справка   Оглавление  

Братство часть 2 - Внутреняя жизнь

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 >>

501. Урусвати знает, как часто люди жалуются, что усовершенствование обрушило на них великие бедствия — такое заблуждение чудовищно. Можно быть уверенным, что человек, действительно совершенствующийся, никогда не скажет такую нелепость. Он знает, что при утончении чувств многое становится осязательнее, и кроме того он не удивляется, что ему доверено принять участие в битве за благо мира.

Разве такая битва может быть названа бедствием? Только трус может подумать, что мертвенное тление лучше движения животворящего. Но часто можно встретить послушников страха, они предпочитают мертвенное прозябание. Они запасаются примерами из жизни подвижников, по их толкованию те вели простую жизнь, не задаваясь мудрствованием. Но они забывают, что мысль таких отшельников иногда имела космическую мощь.

Кто же может измерить силу мысли? Кто же может поверить, что несильные слова, приписанные этим мыслителям, являются достоверными? За столетия люди совершенно искажают речения выдающихся людей, что же сказать о тысячелетиях? При этом трудно установить — кто был наибольшим исказителем — друзья или враги. Нередко так называемые друзья из личных побуждений искажают основной смысл. Не забудем, что и переписчики тоже потрудились. Сами знаете какое количество опечаток! Так было и во всех веках.

Мыслитель говорил: “Желал бы знать — в каком виде проживут мои писания”.

502. Урусвати знает, что понятие вмещения должно быть ясно установлено. Многие полагают, что вмещение есть принятие доводов противоположных. Между тем, вмещение есть понимание побуждений. Можно милосердно понимать причины, руководящие собеседником, но было бы непозволительно немедленно отказаться от своих давно продуманных убеждений.

Вмещение имеет сходство с состраданием. Можно видеть, как заблуждаются противники и выступают против своей пользы. Но как бережно нужно убеждать их! Кроме того нужно помнить старинную пословицу: "О вкусах не спорят". Можно знать кармические причины таких вкусов. Можно видеть следы атавизма, но невозможно искоренить скоро наслоение наклонностей.

Не поймите, что Мы являем яркие привычки, которые царствуют над людьми. В данном случае говорю о вкусах, которые гораздо глубже, нежели привычки. Также нелегко оспаривать вкусы человека, которые различаются от окружающего, но не содержат в себе ничего отвратительного. Можно указать на дисгармонию, но не каждое ухо способно уловить ее.

Мыслитель наставлял: “Умейте так расширить сердца, чтобы вместить чужую боль, тогда найдете и слова утешительные”.

503. Урусвати знает, что жилища, лишенные психической энергии человека, быстро разрушаются. Мы уже говорили, как машины работают различно, в зависимости от рук, ими управляющих. Теперь можно указать на опыт, весьма легко выполнимый. Представьте себе три дома, построенных одинаково: после один оставался пустым, второй был занят дисгармоничными людьми, и третий стал жилищем гармоничной семьи. Поучительно наблюдать, как различно будет отвечать строительный материал на разные условия. Так и в государствах можно замечать, как различно действует энергия деятелей. Это не нужно относить лишь к фабричным опытам. Успех целого государства зависит от качества психической энергии вождя.

Не столько образованность, не столько опытность, но заложенная энергия может преодолевать самые трудные обстоятельства. Часто люди недоумевают, почему некто может управлять, не соображаясь с принятыми обычаями, успешно? Но пусть спросят врача — не имеет ли психическая энергия этого лица в себе особое качество? Впрочем, врач должен иметь понятие о психической энергии, чтобы указать на ее особенности.

Для опытов над психической энергией не требуется каких-то необычных условий. Всеначальная энергия разлита всюду, и она должна быть наблюдаема при всех проявлениях жизни. Можно сказать — чем проще она будет замечена, тем опыт будет более ценным. Но полезно отметить одно особое свойство этой энергии. Уже знаете, что выдача психической энергии отражается на гландах. У Нас замечают, что если энергия посылается разным народам в разные страны, то реакция очень обостряется. Такое явление объясняется различием психологии народов. Не может энергия восприниматься везде гармонично, и даже происходят обратные удары. Именно они и способствуют раздражению гланд.

Умейте понять, что даже не очень враждебные люди могут иметь настолько особенное сознание, что посылка энергии не может быть усвоена. Потому Мы считаем посылки энергии большой жертвою. Но не скоро человечество поймет, о какой жертве говорим.

Мыслитель поучал: “Не думайте, что ваша мысль везде будет желанным гостем. Много горя принесет вам лучшая ваша мысль. Подобно нищему она будет обивать пороги и оскорбленная вернется к вам, ранит ваше сердце. Не огорчайтесь, ибо это неизбежно”.

504. Урусвати знает, что явление Иерархии претворяет даже малое в ценное. Казалось бы, это указание прежде всего имеет в виду духовные ценности, но люди так стремятся к материальным благам, что и в таком духовном указании ищут нечто физическое.

Вообще было бы поучительно увидеть — много ли последователей Иерархии останется, если, скажем, Иерархия заботится только о духовных ценностях. Можно наблюдать, как люди стараются усмотреть каждый намек, который, по их мнению, касается земного благополучия. Не будем очень винить этих людей, ибо большинство из них испытывает нужду. Но встречаются и вполне обеспеченные люди, которые устремляются к Иерархии ради умножения земных благ. Они не могут понять, что если земные блага и получаются на пути, то не в случае, когда ради них устремляются.

Обратите внимание на людей, приближающихся ради благ земных; они будут самым ярким примером того, насколько может быть извращено духовное Учение. Между тем, даже малейший контакт с Иерархией может разрешить многие жизненные проблемы. Но нельзя за чечевичную похлебку продать познание высшее.

Много раз Мы огорчались, что в основе устремления лежали поиски земных благ, именно тогда они исчезают. Но лишь при осознании жертвенности может быть найдено сокровище Мира. Нужны такие примеры, ибо люди часто избегают самое простое.

Мыслитель просил учеников хотя бы несколько дней не думать о земных благах. Так могло складываться определенное мышление.

505. Урусвати знает, что Мы иногда оплакиваем земные удачи. Можно радоваться так называемому земному бедствию. Земные удачи и неудачи приобретают совершенно иной вид от надземного существования. В Тонком Мире забывают земные беды, но ярко помнят следствия от таких потрясений.

Утонченный дух на Земле желает борения и продвижения. Для него всякие боли и потрясения — лишь импульсы для достижения. Утонченная природа не ищет благополучия, ибо она стремится к совершенствованию.

Неправильно думать, что на Земле заповедано страдание — совершенствование заповедано, но условия дисгармонии могут причинять разные боли. Как бы в тесной пещере человек пробивается к далекому свету. Сколько царапин и ран нанесено будет острыми скалами. Какие скользкие всходы предстоят, и не за что ухватиться, если не живет в нем понятие Иерархии. Мы спешим поддержать, где наступит опасность. Нередко они наступает при удачах земных.

Своеобразно мерило удачи и неудачи. Слишком близки земные окружения и мешают рассмотреть следствия. Без наблюдений надземных невозможно судить о равновесии земном. Вы знаете, как разнообразна бывает Наша помощь. Иногда люди сочтут ее за несчастье, ибо не могут понять следствий. Так и теперь, многие не могут вместить происходящее, но чтобы спасти самое ценное, нужно поступиться некоторыми причинами.

Впоследствии не будут знать, к чему сказаны эти слова, и даже забудут опять понятие Армагеддона. Но вы знаете, в какой напряженный час Мы говорим. Только мерило надземное может дать равновесие.

Мыслитель, видя сограждан, собравшихся на войну, говорил: “Друзья, помните лишь о родине”.

506. Урусвати может знать, что человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них не много найдется ученых, признающих значение будущего познания.

Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения, — пихическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так, можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить их в прекрасное открытие. Но, с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспевать и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть, сознательно или бессознательно, но они не восставали против нее.

Составьте список выдающихся ученых, которые уже работают над тонкими энергиями, и увидите, что в разных странах происходит движение, но оно лишено единения. По-своему ученые приближаются к пониманию психической энергии. Можно изумляться, насколько они пытаются дать различные наименования, точно бы какая-то сила заставляет их уклоняться от простейшего решения. Между тем, представьте себе, как могли бы взаимоусиляться разделенные между собой попытки. Они научились бы уважать исследования своих собратьев. Между тем, не видно такого уважения.

Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать также записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только тогда будет увлекательна, когда она понята, как связь всех миров. Наука будущего явится, как источник самых возвышенных решений.

Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.

507. Урусвати знает, что понятие интуиции подвергается злотолкованию. Даже те, кто признает ее, не относится к ней бережно. Предполагается, что нечто вдохновляет некоторых людей, и никакого с их стороны не требуется участия. Нечто валится с неба и делает людей прозорливыми. Никто не подумает, какие накопления должны быть у этих людей и какие напряжения они должны испытывать.

Не нужно повторять для вас, какие тончайшие связи междупространственные существуют, но вам придется часто предупреждать людей о бережности к интуиции. Никто не представляет себе, как мало число людей, у которых уже развито это качество. При этом, оно может быть направлено лишь частично к некоторым областям. Если кто-то может предчувствовать лишь по отношению к своим родным или предсказывать физические явления, или знать что-либо о себе, то это еще не значит, что такой человек может вибрировать и на прочие события. Потому нужно брать от людей то, что они могут дать в данное время.

Большая ошибка — насиловать людей к тому, что они в данное время не могут почуять. Море тончайших вибраций неисчерпаемо, оно не может быть охвачено одним человеком. Нужно знать, что интуиция требует также понимания состояния ближних. Только при обоюдной бережности очищается внутренний голос.

Можно усилить внутренний голос до неумолчности, но при беспорядочных земных вибрациях Мы не советуем настолько преоборевать плотные условия. Представьте себе в земной деятельности человека, который беспрерывно слышим свой внутренний голос, он уподобится слушателю радио, который оставил весь труд, лишь бы слушать извне; он погибнет без сна и питания.

Так пусть внутренний голос звучит, когда его коснется созвучная вибрация. Таким образом человек не покинет земную стезю, но все же будет в приобщении с Высшим Миром, и равновесие не будет нарушено.

Учителя всех времен наставляли, чтобы земной путь проходил в земных условиях. Можно лишь временно отходить от земных заданий, чтобы тем полезнее спешить на помощь человечеству.

Пусть люди научатся беречь все сокровища, им доверенные, среди них, прежде всего, психическую энергию. Нельзя думать, что если она всеначальна, то и не требует обережения. Каждое космическое вещество нуждается в гармонии, которая и есть экономия Вселенной.

Мыслитель утверждал: “Берегите гармонию, ее можно разбить, как тончайший сосуд”.

508. Урусвати знает, что Мы образовываем деятелей, непреклонных и волевых, трудящихся много. Но не часто из множеств можно находить людей уже готовых восприятий. Нужно пережидать целые поколения, пока умножатся новые сотрудники. Они окажутся разделенными между собой самыми различными земными условиями. Часто они не узнают друг друга, и силы их не могут объединиться. Кроме того, даже с малых лет они становятся предметами гонений и насмешек. Они не походят на окружающих, и способности их порождают зависть.

Не нужно удивляться, что им живется нелегко. Они как бы птицы в клетке, и если клетка даже золотая, все же она будет тюрьмою. Но пусть эти дерзающие не впадают в отчаяние. У Нас отмечают каждый шаг их и многие опасности отведены. Но пусть каждый, почуя служение, идет бережно. При Великом Служении исключено каждое безумие.

Говорю деятелям — не имейте в себе смущения, даже при раздумии не впадайте в смущение, но сурово сопоставьте истину с предложенными вам соображениями. Помните, что смущение есть червь разложения. Мы много говорили о сомнении, но умейте различать и вибрации смущения.

Для близоруких и страх, и сомнение, и смущение лежат в одном кошеле, но дальнозоркие должны отличать разные вибрации этих свойств. Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют. Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и настороженные. Только в такой бдительности деятель заметит ехидну.

Пусть в любимой стране образуются деятели в полном смысле деятельные. Так Мы хотим, чтобы Надземное в полной мере сочеталось с трудами земными.

Мыслитель не уставал указывать, что деятель должен быть служителем высших законов.

509. Урусвати знает, что каждое зерно истины должно быть принимаемо благожелательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть произнесена на любом наречии. Она может быть облечена в одежды каждого века. Она может быть возвещена при различных обстоятельствах. Нет ни старой, ни новой истины. Кто может поручиться, что какая-то истина не была возвещена на исчезнувших материках? Одни провозвестники отличались высокой ученостью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины.

Для чего же Мы все это напоминаем? Появляются захватчики истины и уверяют, что только через них истина может быть явлена. Но пора напомнить, что широк путь истины. Главным противоборником будет нетерпимость. Неужели такие самозванцы полагают, что их здание прочно? Чем больше терпимости и благожелательства, тем основание крепче. Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом.

Скажут — где же любовь, которая есть устой Мира? Но разве Общее Благо может существовать без любви? Вообще пусть будет меньше осуждения и больше внимания. Посмотрим, в каких одеждах появлялась истина в разные века. Бывала нагота, но бывали и пышные одеяния. К сожалению, не всегда принимают обнаженную истину. Говорим это, чтобы деятели широко понимали истину. Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно сохраняло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. Потому сказанное не есть отвлеченность, но самая насущная реальность.

Мыслитель учил: “Доброжелательство есть отличие преуспевающего”.

510. Урусвати знает: чем сложнее обстоятельства, тем больше спокойствия необходимо. Не примите это как нравоучение, но как врачебный совет. Нельзя представить себе, насколько сложные токи могут поражать организм, потому самовнушение о спокойствии так полезно.

Люди отравляют себя и все окружающее раздражением, это известно, и империл уже упомянут во многих книгах, тем не менее люди не принимают это во внимание. Более того, раздражаясь они утверждают, что они спокойны. Так будем откровенны сами с собой. Также не забудем, что мгновение молчания может успокоить волну смятения.

Пусть врачи исследуют людей во время смятения и раздражения. Они найдут корни их будущих болезней. Удивятся наблюдатели, как при затемнении гармонии проявляются зачатки всех заболеваний. При спокойствии они прячутся и не могут быть усмотрены, но при темных воздействиях они обнаруживаются. Прежде врач перед исследованием предлагал больному успокоиться, но теперь врач найдет такое состояние непоказательным. Конечно нелегко найти больного в состоянии смятения. Нужно полное наблюдение, но все-таки поучительно наблюдать, как все темные силы пробуждают соседние, уже пораженные органы.

Так и во всем существовании умножаются отрицательные свойства, если окажутся вызыватели. Помышлять о злобном уже будет зарождением ущерба.

Мыслитель просил: “Пусть вы будете своими врачами. Примочка добра будет прекрасным средством”.

511. Урусвати знает о многих качествах психической энергии. Сущность ее остается неизменной, но вокруг этого зерна могут быть свойства весьма различные. Назовем воздействие состава крови. Теперь уделяют много внимания расовым отличиям. Можно заметить эти отличия не только на составе крови, но и на особенности психической энергии.

Люди могут ощущать воздействие мысли некоторых народов сильнее или же оставаться холодными в других случаях. Кроме атавизма или кармических причин можно искать основание и в составе крови, который воздействует на психическую энергию. Невозможно перечислить, сколько связей существует между людьми. Стыдно должно быть роду человеческому, когда он не изучает свои связи и свойства. Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее жизни земной.

Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.

Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнением. Конечно, такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.

Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижин, и, может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.

Мыслитель поучал: “Умейте открыть дверь науке. Стыдно, если она останется в рубище на холоде. Слышите, как стучится знание?!”

512. Урусвати знает, что надземные взрывы превышают все земные. Никто их не слышит земным ухом, но лишь открытое слышание может почувствовать все напряжение, создаваемое ими.

Многие полагают, что лица, держащие земную власть, особенно должны чуять и надземную битву, но не так бывает в действительности. Земные предержатели обычно весьма далеки от надземных приобщений, но существуют иные посланные, которые несут ношу мира сего. Они гораздо больше могут быть названы главами земными, ибо они выдерживают высокое тяготение надземное.

Люди не знают, на каких колоннах или на каких пружинах зиждется равновесие. Но разрушители чуют, откуда идет психическая энергия. Их снаряды летят около избранных. Люди не обращают внимания на такие сверхбитвы. Не существует еще аппарата, который, подобно сейсмографу, мог бы отмечать надземные напряжения.

Можно представить себе, какие психические смерчи превышают твердь и соединяются с высшими энергиями. Такое особенное время имеет особые знаки. Но люди продолжают пребывать в земных мерах и уподобляться саранче. Учитель предлагает хранить спокойствие, как земной щит.

Мыслитель говорил: “Они хранят нас на всех путях, но явленная защита нисходит Сверху. Пусть имеем щит и от земных стрел”.

513. Урусвати знает, что мы не одобряем боязнь и мстительность и относим эти свойства к невежеству. В то же время мы настаиваем на бдительности и на осторожности, эти качества принадлежат озарению. Для неразумных нелегко найти границу между чувствами. Они назовут мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, таким образом, лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необходима осторожность, основанная на прозрении.

Когда мир содрогается в смятении, неосторожный будет глупцом. Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у порога, ибо зарождение зла приносит ядовитые плоды. Он не скажет — не стоит обращать внимание на малого скорпиона, ибо из малого вырастает смертельный укус. Особенно понимают разумные, что могут быть такие космические напряжения, когда все внимание должно быть направлено на обстоятельства планетарные.

Вы замечали, что обычные занятия бывали иногда вытеснены заботами высшими, также заботы бывают невыразимы словами, но сознание чует, насколько напряжено пространство. Могут быть заболевания, ибо организм принимает токи сильного напряжения. В такие часы нельзя сказать — не обращайте внимания, наоборот, каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена.

Мы говорим о земном и Надземном, ибо Мы, будучи всегда на дозоре, не затруднимся сказать, что умножаем бдительность. По счастью, качества неисчерпаемы. И вы не затрудняйтесь повторять, что в час высшего напряжения нужно уявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого желания. Мы говорили о качествах героя, по счастью, герой может быть в любом месте жизни.

Мыслитель говорил ученикам: “Почуйте себя героями и почуйте, какой геройский подвиг можете совершить сегодня”.

514. Урусвати знает, что психическая энергия будет строго изучаема. Теперь люди чуют лишь примитивное течение ее, но недалекое будущее покажет, что все достижения науки будут связаны с психической энергией. При этом будут рассмотрены два отдела: один произвольный и другой непроизвольный, последний проявит особое космическое значение всеначальной энергии.

Люди уже понимают значение мысли и пытаются применять ее. Также и посылки волевые становятся аксиомой. Но гораздо таинственнее стоит вопрос о непроизвольном выявлении энергии. Люди пока совершенно не признают, что излияния энергии могут иметь пространственное значение. Но можно наблюдать, как некоторые деятели излучали силу, сами того не зная, и такая мощь должна изливаться на дальние расстояния.

Почему же эти деятели не знают, когда они содействуют чему-то может быть великому? Они сотрудничают с волею Космоса. Они не могут уклониться от такого сотрудничества, как созвучная струна звучит на великую посланную мощь. Такие деятели усиливают планетные токи и, конечно, должны быть изучаемы, как спасители или разрушители человечества.

Можно без труда наблюдать самые поражающие явления, происходящие около некоторых деятелей, но люди еще не умеют подойти к таким явлениям, не имеют даже названий для различных ощущений. Пусть направят внимание на соприкасание земного с Надземным. Пусть посмотрят, как подобает свободным ученым.

Мыслитель поучал: “Не забудем, что каждый из нас может видеть явления высшие, но пусть он, прежде всего, допустит их в уме своем”.

515. Урусвати знает, что эволюция должна быть добровольной. Никакое насилие не может входить в круг эволюции. Люди не желают понять, что эта основа касается всех видов эволюции. Каждая, даже малая эволюция, связана с великой космической эволюцией.

Пусть зачинатели войны подумают, в какую бездну они толкают планету. Даже если война захватывает всего лишь несколько стран, она все-таки приносит разложение всей планеты. Никто не подумает, что война есть болезнь планеты. Можно проследить, какие усовершенствования жизни были пресечены бывшими войнами. Не нужны судороги там, где может происходить здоровое преуспеяние.

Ощущение боли наполняет пространство. Взрывы потрясают лаборатории, где творится оздоровление народов. Пусть люди подумают — не разрушают ли они нечто неповторяемое, может быть веками складывавшееся Мудрым? Легко разрушить, но не принято мыслить в космическом объеме. Пора представить, какой вред произойдет в Тонком Мире. Явите углубленное понимание связи двух миров.

Сказано, что эволюция должна быть добровольной, Поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции.

Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствовании жизни. Человек, как страж усовершенствования, должен стоять на дозоре.

Нужно понять, что проклятия и осуждения будут плохим оружием. Можно видеть, как складывается Карма народов. Те, которые много проклинали, те собирали тяжкую тучу над собою. Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. Пусть он вначале может ошибиться и принять за добро излишество самости, но если он углубит свое размышление, то, в конечном смысле, он найдет в себе искры Общего Блага.

Не будем требовать сложных наименований и размышлений, эволюция гармонична и проста в красоте целесообразности. Так мы потрудимся для Общего Блага, зная, что каждое искреннее желание добра уже будет действительною лептою, при этом мы научимся доброжелательству.

Мыслитель говорил: “Если мы соберем все горькие травы, то и похлебка будет горчайшей”.

516. Урусвати знает, что каждое небрежение к высшим явлениям недопустимо. Казалось бы, такое указание совершенно ясно, но оно вызывает ложные толкования. Люди спорят, что есть высшие явления. Они желают доказать, что такие явления настолько редки, что их невозможно встретить в земной жизни. Таким образом, хитрецы освобождают себя от искания явлений высших среди человеческого бытия.

Но мудрые знают, что именно высшие явления могут быть и среди самого земного существования. Они понимают, что каждый человек в мгновение вдохновения находится уже в сверхземном состоянии. Он может чувствовать именно те ощущения, которые соучаствуют с высшими. Каждое такое состояние есть надземное ощущение. Оно делает человека ясновидящим и яснослышащим, только он должен распознать эти свои природные свойства.

Некоторые мыслители полагают, что постоянное приобщение к высшим явлениям выше, нежели одно особое потрясение. Можно пожелать, чтобы люди научились утончать свой организм для постоянных общений. Но хотя одно сильное проявление показало бы им, насколько может быть беспредельна Мощь Высшая.

Чувство настороженности утончает организм, но нужно испытать и напряжение, которое бывает пред огненными вратами, только тогда человек становится мужественным. Мудрость мужественна, ибо она основана на испытании. Никто не может поручиться за себя, пока он не предстанет перед Огненными Силами. Так нужно быть открытым к возможности высшего явления и полюбить такие проявления. Каждое небрежение уже будет отступлением во тьму.

Мыслитель предлагал испытывать свое мужество при каждом обычном явлении. Он говорил: “Кто умеет отважно решать домашние заботы, тот не убоится и самого поражающего нападения”.

517. Урусвати знает, что спокойствие есть понятие относительное. Мы указываем о необходимости хранить спокойствие, но знаем, что даже при добром желании оно может быть достигнуто лишь до известной степени. Тем не менее, если человек будет твердить себе о спокойствии, он хотя бы немного достигнет его.

Не будем винить людей, что они не понимают врачебного значения спокойствия. Они иногда понимают под спокойствием полное бездействие и бездумие, но покой должен быть понимаем, как гармония мысли. Отшельники могут быть опрошены, как они достигают равновесия? Они поясняют, что мысль о целесообразности мироздания будет лучшим поводом к спокойствию.

Люди могут заметить, насколько прошлые заботы оказываются ничтожными по прошествии нескольких лет — так познаем пробный камень. При этом окажется, что многие пышные события утеряли свое значение, но малые повороты могут приобрести значение. Они сохраняются в памяти человечества, ибо сознание имеет свои глубокие мерила.

Один врач утверждал, что в некоторых случаях мрачного отчаяния он применял обратную тактику. Когда больной уверял, что все против него, врач добавлял — не забудьте и возможность землетрясения, при таком бедствии все человеческие уловки становятся ничтожными. Так нужно размышлять о спокойствии. Может быть или вечное спокойствие, или вечное беспокойство. Невозможно продвигаться при вечном беспокойствии, и вдохновение не может нисходить на обуянного беспокойством.

Мыслитель говорил: “Беспокойный человек подобен мешку с ореховой скорлупой”.

518. Урусвати знает о внутреннем значении земных удач и неудач. На коротких сроках можно наблюдать поучительные кармические проявления. Можно видеть, как иногда малое действие переполняло чашу. Можно видеть, как неудача оказывалась лучшими вратами к победе. Можно видеть, как лживая пышность обращалась в нищету.

Можно наблюдать всевозможные жизненные проявления, и только изучение прошлого может дать некоторое пояснение о причинах. Но кто знает наибольшие причины, тот может судить о высшей справедливости. Часто люди называют несчастьем лишь неизбежное следствие, порожденное давно.

Проявление на Земле есть не только проявление земных причин, но и надземных. Не забудем, что в Тонком Мире продолжаются сплетения, утвержденные действиями людскими. Конечно, многое может быть закончено в Тонком Мире, но такое разрешение происходит не часто. Жители Тонкого Мира умеют растрачивать все пребывание на земные последствия. У них не хватает решимости покончить с прошлыми заблуждениями и спешно обновить сознание. Между тем, Тонкий Мир дает много возможностей к такому обновлению. Можно получить наставления самые возвышенные, но они будут надземными. Пусть люди научатся применять надземные поучения среди земной жизни.

Мыслитель указывал: “Пусть люди обогащают жизнь из источника надземного”.

519. Урусвати знает, что земное и надземное должны быть понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому пониманию. Один унижает земное, другие кощунствуют над Надземным.

Мы посылаем мысль о гармонии этих начал, но трудно растолковать, что дальнозоркость и близорукость являются качествами, и невозможно дать преимущество одному из них. Дальнозоркий упускает из виду соседние предметы, тогда как близорукий не может познать красоту далей. Но нужно признать, что оба свойства имеют свое преимущество. Также не будем умалять земное во славу Надземного. Целость Мироздания есть красота, и человек должен полюбить все создание, только тогда он может выполнить свое назначение.

Часто йоги гордятся своими достижениями, но они забывают, что труженик, работающий в гармонии, будет не меньшим, нежели они. То же следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею, оно может даже противоречить закону Природы. Все природные проявления должны протекать в гармонии, и человек должен прислушиваться к условиям мира, так он поймет, что есть естественная Йога, истинная связь с Высшим.

Мы достаточно говорили о трех мирах, которые должны быть осознаны. Нельзя ожидать явлений эволюции, когда основы Бытия не признаны. Могут быть судороги, могут быть разрушения, в которых элементы эволюции будут уничтожаемы, так прислушаемся к стонам пространства.

Мыслитель говорил: “Слушайте пристально, неужели ваше ухо не улавливает стенаний пространства?”

520. Урусвати знает, как стремительно иногда складываются земные события, даже вне человеческого соображения. Нужно помыслить — могут ли такие события происходить лишь на Земле? Они свидетельствуют о надземном проявлении.

Поистине, можно убедиться в наличности надземной деятельности, наблюдая происходящее на Земле. Но люди склонны считать события случайным сцеплением элементов. Они не желают допустить присутствие Надземного Разума, хотя древняя мудрость уже знала Великий Разум — Νοΰς. акое мышление позволяло уравновешивать земные события, но теперь, несмотря на успехи науки, философия значительно отстала, таким образом, порождая много бедствий, и люди не могут найти разумного решения.

Можно вспомнить, как некий Правитель перед решением удалялся в одиночество, чтобы хотя один день побыть без натиска житейских напастей. Можно сосредоточить мысль на назревшем вопросе, но еще лучше отпустить мысль в Надземный Мир, она вернется усиленная мощью Силы надземной.

Пусть человек научится обращаться к Миру Надземному. События земные доказывают, что люди все-таки не желают общения с Источником Мощи. Много несчастий повергают толпы в отчаяние, но даже в бедствиях люди не способны принять Помощь.

Мыслитель что указывал: “Не предавайтесь отчаянию, так вы лишь отвергаете Помощь”.


<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 >>


Оглавление